Борис
Филановский
"Музыка — это мощнейшая манипулятивная практика"

Практически всех лекторов нашего лагеря ждет аудитория с разной степенью подготовки, но в целом имеющая хотя бы какое-то представление о предмете того или иного курса. Все дети в школе учат математику, литературу, биологию. Но вот тех, кто понимает хоть что-то в академической музыке, скорее всего, будет очень мало. То есть вам придется выступать перед совершенно неподготовленной аудиторией.

Я довольно часто имею дело с людьми, не имеющими представления о том, что такое классическая музыка, так что здесь меня сложно чем-то смутить. В том числе и с детьми: я был участником проекта «Школа новой музыки» в Александринском театре (Санкт-Петербург). Это были концерты старой и новой музыки, семинары и воркшопы для детей и их родителей.

А для «Марабу» я и вовсе запланировал не совсем просветительские лекции. Мы будем говорить не столько про музыку, сколько про то, как и почему мы ее слушаем. Потому что именно в поисках ответа на этот вопрос заключается понимание того, почему музыка такая, какая она есть. Здесь будут и небольшие исторические экскурсы, и какие-то краткие отсылки к психологии, к акустике.

То есть, это будет курс на стыке знаний?

Даже не то что бы знаний… Понимаете, я не психолог и не акустик. Я — музыкант-практик. Но именно поэтому мне интересно понимать, как в музыке возникает смысл и почему. Как работают механизмы обратной связи: как мы воспринимаем музыку и как это влияет на то, как мыслит композитор. Как эти механизмы менялись по ходу истории и почему. Как это связано с инструментарием — и физическим, и ментальным. И каким образом мы можем об этом думать. Потому что возможность об этом думать — это возможность хотя бы ощутить прутья когнитивной клетки, в которой мы все, как потребители музыки находимся. Ведь музыка — это мощнейшая манипулятивная практика. Очень полезно это осознавать.

Почему?

Ну, это как с кино. Если киновед рассказывает человеку про эмоциональную клавиатуру, про то, что такое саспенс с точки зрения психологии, про то, как можно манипулировать зрителем, — он делает ему хорошо или плохо? Такой человек уже больше не сможет смотреть дешевые комедии или фильмы ужасов. Он будет задумываться о тех своих реакциях, которые раньше казались ему спонтанными и естественными. Он поймет их обусловленность. С музыкой примерно то же самое. Возможно, это несколько более эфемерные и специальные вещи, которые требуют более тщательного объяснения, которые не так интуитивно понятны, как в случае с кино, но тем интереснее. Я не могу сейчас как-то в подробностях изложить программу того, как я буду взаимодействовать с детьми, потому что я каждый раз импровизирую. Мне важно действовать сообразно составу слушателей, их возрасту, опыту и так далее. А заранее предсказать состав слушателей довольно трудно.