Денис
Бояринов
От бродвейской классики до рэп-баттла

Музыкальный журналист Денис Бояринов, постоянный преподаватель «Марабу», рассказывает о том, как меняются дети, приезжающие в «Марабу», и что может стать темой занятий летнего лагеря — 2018.

«Марабу» впервые переехал в Бургундию, в старинный замок. Денис, расскажите о ваших впечатлениях, и о самом замке, и о регионе — чем там хорошо детям?

Любое пространство рассказывает историю и диктует какую-то мизансцену, делая тебя ее действующим лицом. Старый замок в этом смысле — особое, приятное переживание: каменные своды, дощатые полы, сад, стрельчатые оконные переплеты, башня. Даже на взрослых это действовало как приключение, а для ребенка оказаться персонажем сказки и подавно интересно. Отдельным удовольствием было, конечно, праздновать в замке Хэллоуин — у нас была готовая декорация для некой трансильванской истории ужасов; непонятно, кто получил больше удовольствия — взрослые или дети.

Ну и отдельно хотелось бы отметить французскую кухню — в Бургундии была самая вкусная еда, которую я когда-либо пробовал в детских лагерях за всю свою жизнь.

Вы постоянный лектор «Марабу». Были ли в осенних сменах знакомые вам дети? Как они изменились? Чем вас порадовали, удивили новенькие дети? А старенькие?

Да, с некоторыми ребятами мы пересекались на летней смене, к тому же наметилась группа постоянных слушателей курса по современной музыке. Это очень приятно, потому что я понимаю, что им начинают быть интересны какие-то неочевидные, непростые, тонкие вещи внутри нашего предмета — чтобы оценить их, требуется взрослость, вкус и слушательский опыт. Лучшим примером является девочка, которую я видел в своей группе уже в третий раз. Полтора года назад, мне кажется, она выбрала мой курс потому, что он казался самым веселым и современным; через год, летом-2016, было уже видно, как она захвачена музыкой, как стремится анализировать и творчески слушать то, про что мы говорим. Этой осенью на одном из уроков дети должны были представить группе важное для них музыкальное видео из области электроники, рассказать об исполнителе и стиле и аргументированно объяснить, почему оно нравится им; она сделала прекрасный, интересный, глубоко собственный выбор и увлеченно рассказывала о нем. Кроме того, в моей группе уже во второй раз занимался мальчик, который кажется мне особенной личностью: закрытый, с совершенно особенной фантазией, прекрасно рисующий, не боящийся идти против течения.

Вы будете в преподавательской команде «Марабу»-2018. Расскажите, пожалуйста, какие темы из области современной музыки вам было бы интересно обсудить с детьми? Не хотели бы обсудить с детьми феномен рэп-баттлов?

У меня есть две идеи — более популистская и более изысканная. Очевидно, что сейчас время большого интереса к рэпу, и плейлисты детей, приезжающих в «Марабу», за различными исключениями, все-таки наполовину состоят из музыки в этом стиле. Взрослым это может не нравиться: музыка довольно агрессивная, в текстах и видео — много насилия и обсценной лексики. Тем не менее делать вид, что этого не существует — глупо, к тому же это богатейшая, старая, разветвленная культура, где есть своя история, система преемственности, мейнстрим и элита. А главное, рэп — глубоко социальный феномен, он много и показательно говорит нам об обществе, в котором он появился, существовал и продолжает развиваться. Поэтому первая идея — история и современность рэпа: детям, вне всяких сомнений, это будет интересно, а мне даст возможность подвести интеллектуальную базу под кричалки, которые они так любят. Заодно и рэп-баттлы бы обсудили.

Вторая идея — это история мюзиклов и рок-опер. От бродвейской и советской классики, которую нельзя не знать, и вплоть до наших дней мюзиклы — захватывающий, роскошный жанр, где чего только не было; к тому же, если в курсе о классической музыке они будут говорить об операх — а такая идея, кажется, есть, — для тех, кто будет ходить и туда, и туда, образуется любопытный материал для сравнения.