Алина
Аксёнова
Что ждет нас?

Сегодня Алина Аксёнова, лектор-искусствовед ГМИИ им. Пушкина, рассказывает, что ждет участников зимней программы в Бургундии, которая пройдет со 2 по 8 января 2018 года.

На зимние каникулы мы с Сергеем Кузнецовым придумали программу, которая была бы интересна и просто взрослым, и семьям с детьми. Говорить будем о Северном Возрождении и вообще искусстве Европы севернее Альп (куда входит и Франция).

Бургундия — удивительное пространство, которое, с одной стороны, вроде и Франция, а с другой, бургундскому герцогству когда-то присягали Нидерланды. Это дает нам привязку и к Голландии, и к Фландрии.

Мы поговорим о тех художниках, которые многими любимы; которые часто больше непонятны, чем интересны или, наоборот, больше интересны, чем понятны. Это и Ян ван Эйк, и Рогир ван дер Вейден, и Хуго ван дер Гус, и многие другие нидерландские мастера XV века. А дальше разговор уже перейдет к Босху, Брейгелю.

Мне кажется, эта тема очень хорошо подходит к зиме — мы будем говорить о мастерах, которые много писали зиму, зимние пейзажи, уютные интерьеры, домашние и очень приятные. Еще мы соединим гастрономическую программу каникул с разговором о ритуальной праздничной еде, изображенной на картинах.

Поскольку наше пребывание в замке совпадет с юлианским Рождеством, праздником поклонения волхвов и Эпифанией (Богоявлением), мы обязательно обсудим, как эти праздники представлены на картинах. А учитывая то, что мастера Северной Европы работали с особой тщательностью и вниманием к деталям, разглядывать их картины особенно интересно.

Обязательно поедем в старый город Мулен, в соборе которого хранится триптих «Богоматерь во славе», в свое время явившийся ответом Гентскому алтарю братьев Ван Эйк.

Что еще мы узнаем?

- Чем живопись Европы севернее Альп отличалась от итальянской, и кто считался местным Рафаэлем;

- как холодная зима повлияла на возникновение некоторых жанров в искусстве;

- кто же все-таки изображен на картине «Портрет четы Арнольфини».

И обязательно влюбимся в братьев Лимбургов и их «Великолепный часослов», работа над которым велась в одном из буржских домов.