Татьяна
Гориловская
«Фотография — это такой Хогвартс, который вроде и существует, но не все его замечают»

Татьяна, как фотография стала вашей профессией?

Я долго к этому шла. Фотографировала всегда, начиная с детства, проявляла пленки, печатала. Окончила факультет технической кибернетики Московского института химического машиностроения, потом мы с семьей жили какое-то время в Америке, где я окончила колледж по специальности visual arts — то есть набрала те предметы, которые мне уже взрослой были интересны: рисование, историю искусств и в том числе фотографию. Это была еще аналоговая фотография, когда в темных комнатах мы пытались создавать шедевры. Когда вернулась в Россию, пошла учиться в Академию фотографии. У меня много знакомых музыкантов, я сама училась в джазовой студии, я пианист — стала фотографировать друзей, концерты. В итоге в Москве я восемь лет снимала для «Фонографа» Сергея Жилина. Сейчас живу в Лондоне, работаю на несколько продюсерских компаний. Например, я официальный фотограф Лондонского джазового фестиваля: это съемки концертов, конкретных исполнителей, вот сейчас вышло сразу несколько дисков с моими картинками.

А что для вас самое главное в вашей работе? Что вы больше всего любите в фотографировании?

Много чего, но самое главное, пожалуй, это такой вау-эффект, момент абсолютного внутреннего восторга, который на самом деле случается не так часто. Вот ты видишь что-то и думаешь: «Вау», потом снимаешь, обрабатываешь, а когда смотришь на готовую картинку — и если вот это «вау» сохраняется, это удивительное чувство. Вообще фотография — уникальная штука, такая мечта о чуде. Все многовековое развитие искусства, начиная с наскальной живописи, — это мечта об увековечивании момента, мечта о чуде фотографии.

Расскажите, пожалуйста, что будет в вашей летней программе?

В этот раз я придумала курс о связи фотографии и живописи; очень интересно, как они взаимодействуют, как много фотография взяла из живописи: композиционные приемы, приемы работы со светом. Смотрите, есть даже стили фотографии, которые называются «художественными» именами. Например, рембрандтовский свет — когда из картин художника взята вот эта темнота и пятно света на ней. Есть фотографии, создающие легкое, воздушное настроение, которое достигается не четким или резким изображением того, что происходит, а впечатлением от происходящего — это в чистом виде импрессионизм. Интересно сравнить живопись прерафаэлитов и приемы, которые у них взяла фотография, или возьмем пикториализм — интересное направление, когда мы видим на фотографии, грубо говоря, такую муть, на которой не понятно, что происходит, но зато очень хорошо передано настроение, и это очень ценно.

А вы будете учить детей фотографировать?

Мне совершенно не хочется рассказывать о том, где какие циферки выставлять на фотоаппарате. Конечно, мы этого коснемся и поговорим, как оно все работает, но моя основная задача — научить детей видеть, замечать, не упускать момент. Я бы хотела разбудить интерес к фотографированию, и неважно, захотят ли дети этим заниматься дальше или просто узнают какие-то конкретные приемы фотографов.

Конечно, мы будем фотографировать. Скорее всего, на один фотоаппарат, но у всех будет возможность поставить кадр, и у каждого останутся интересные, необычные фотографии, которые мы сделаем вместе. Учитывая возраст фотографов, будем играть в фотоигры — надеюсь, они помогут заинтересовать ребят.

Сейчас почти у каждого ребенка есть смартфон; дети постоянно фотографируют и себя, и все, что вокруг. Фотография для них уже не что-то особенное, а такой повседневный навык. Как им объяснять разницу между искусством и обыденной жизнью?

Ну это как и в любой области — каждый может взять карандаш и нарисовать птичку, пусть и кривую. Но иногда это произведение искусства, хоть птичка и крива, а иногда — просто птичка, которую нарисовал Вася. Мы сейчас живем в мире очень картиночном, даже если говорить о соцсетях, картинки заполняют все — это то, что привлекает внимание. Мы скорее обсудим то, что может сделать фотографию более интересной и привлекательной — скажем, законы композиции. Поговорим о том, что надо делать, чтобы твои фото, пусть даже и в соцсетях, выглядели лучше.

А что, кстати?

Во-первых, фотографировать чаще. Во-вторых, анализировать результат, сравнивать его с тем, что делают другие фотографы, и замечать свои ошибки.

А в-третьих, смотреть на живопись. Пытаться увидеть неожиданные вещи — взгляд фотографа замечает не то, что обычный взгляд. Два основных момента — свет и композиция. Например, обращать внимание на то, как у мастеров прошлого герои вписаны в пейзаж — люди никогда не сидят в линеечку, как на традиционном фото класса. Учиться тому, что главный элемент картинки всегда находится там, где должен — для того, чтобы приковывать внимание. И чтобы взгляд шел по правильным линиям — это то, что живописцам очень хорошо удавалось и чего многим фотографам не хватает.

Фотография — это такой Хогвартс, который вроде и существует, но не все его замечают. А многие, замечая, не понимают его магии. Мне хочется, чтобы дети в этот мир волшебный вошли и научились в нем себя чувствовать как дома.

Работы Татьяны Гориловской можно посмотреть здесь: www.TatianaJazzPhoto.com.