Исследователь моды, лектор Высшей школы экономики Тим Ильясов рассказал о том, что он обсудит со участниками летнего лагеря «Культура и технологии», почему необходимо изучать историю и теорию моды и откуда он черпает свои знания.
«Марабу»: Где сейчас учат истории и теории моды?
Есть несколько программ, но систематического, большого образования по этому вопросу нет, да и быть не может, потому что отсутствует такой запрос. Есть курс истории и теории моды в МГУ, который много лет назад создал Александр Васильев, но туда приходят, скорее, на имя Васильева, и это такое, более игровое обучение. Также есть профессиональные программы в рамках магистратуры и аспирантуры в Высшей школе экономики, которые ведет главный редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева. Это очень глубокие, академические, очень ценные программы, которые тяжело проецировать на реальную жизнь. Еще существуют всяческие курсы в рамках обучения стилистов или в рамках больших fashion-курсов. Я читаю такой курс в Вышке. Это тоже такие, что ли, веселые модули, на которых изучается история моды.
То есть, по сути, существует два направления: академическое, которое крутится вокруг журнала «Теория моды», и в большей степени развлекательное, массовое и понятное, которое исходит либо от Александра Васильева, либо от меня.
А как вы этому учились?
Я не получал специального образования по истории и теории моды именно потому, что его, в общем-то, нет. Среднего образования или бакалавриата на эту тему не существует.
Я учился на драматургии во ВГИКе, а историю моды я изучал параллельно, сидя в библиотеках, исследуя книги, собирая свою очень большую библиотеку по этой теме. Это мой личный путь, мой личный университет, который я никогда не окончу, потому что я постоянно учусь: каждый день у меня на столе новые книжки, каждый день я занимаюсь новыми исследованиями, читаю книги из серии «Теория моды», читаю биографии дизайнеров, их мемуары. Такое бесконечное, постоянное самообразование; и как много лет назад я начал им заниматься на первом курсе ВГИКа, так по сей день я им и продолжаю заниматься.
Ваша программа называется «Платье и табуретка в истории человечества». Можете объяснить, что имеется в виду и чем вы планируете заниматься с учениками в рамках этой программы?
Дело в том, что мой подход в исследовании — культурологический и социологический. То есть я исследую моду не как явление в искусстве, а как явление в культуре. Поэтому для меня очень важно провести параллели между историей и предметами материальной культуры, соединить нитями культуру и историю с модой и вещественными объектами.
Поэтому мы будем говорить о том, как те или иные предметы материальной культуры, будь то одежда, посуда, мебель — что угодно, проявлялись в истории культуры вообще. О том, когда и почему появился мягкий гарнитур, и почему люди начали ценить комфорт; когда интерьер перестал быть исключительно декоративным и стал функциональным, и как в связи с этим менялся образ жизни человека; почему сейчас мы живем в эпохе интерьера Ikea, а не оформляем свои квартиры декоративными консолями; почему пришли корсеты, и почему они ушли, и как они были связаны с положением женщины в обществе; как эмансипация меняла моду и отношение к одежде.
Люди умирают, периоды заканчиваются, истории уходят в далекое прошлое, а предметы остаются. Мы же приходим в музей и смотрим не на события, а на те предметы, которые их окружали. То есть мы видим историю исключительно через призму предметов либо текстов. И текст нам почему-то часто кажется первичным, мы верим тексту больше, хотя его можно переписать, извратить, сфальсифицировать, а предмет — нет, он куда более объективный свидетель истории. И мы будем рассуждать в рамках семинарских занятий именно об этом. Надеюсь, в рамках этого, так скажем, философско-дискуссионного клуба будем спорить, не соглашаться, искать параллели с настоящим и вместе с нашими учениками говорить о том, как и почему формируется современная мода. Мы живем в материальном мире, и он появился не просто так. Хорошо бы понимать, откуда.
Куда сейчас может трудоустроиться человек, хорошо разбирающийся в истории и теории моды?
Большого запроса на теоретиков и историков моды нет. Есть с десяток специалистов, но глобального рынка в этой сфере не сформировано, этим занимаются точечные исследователи, конкретные персонажи. Однако те, кто действительно глубоко разбирается в этой теме, очень востребованы. Посмотрите на того же Васильева, ему рады и в телевизоре, и в МГУ. Мне тоже постоянно поступают предложения от разных площадок, просят прочитать лекции или целые программы. К тому же я думаю, что потребность в специалистах такого рода в ближайшие годы будет только расти.
А зачем изучать историю и теорию моды тем, кто не хочет становиться глубоким специалистом в этой сфере?
История и теория моды необходимы как общекультурные знания. То есть современный, образованный, культурный человек должен иметь знания по литературе, истории, физике, химии. Это и отделяет культурного человека от бескультурного. То же самое и со знаниями о моде, они — важная часть гуманитарного образования. Поэтому мы и будем ее изучать в «Марабу».
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача лагеря «Марабу» — дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу — а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача — поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере «Марабу» взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые — что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся домой еще умнее?