В анонсе новогодней программы говорится, что вы будете раскрывать темную, дионисийскую сторону культуры. Что это такое?
Дело в том, что европейская цивилизация достаточно долго как будто немного закрывала глаза на эту оборотную сторону культуры. Она приоткрылась и снова стала явной только благодаря Фридриху Ницше в XIX веке. До того об этом говорить было не принято. Считалось часто, что это не другая сторона культуры, а вообще бескультурье. Ницше же ее открывает и, на мой взгляд, во многом вообще предопределяет вектор развития философии и культуры XX века. Он умирает в 1900 году и своей смертью знаменует конец длинного модерна, открывает двери для всего остального: экзистенциализма, постмодерна, психоанализа и т. д. Если прокладывать какой-то ассоциативный ряд к дионисийской культуре, то это хтоническое, хаотическое, иррациональное. Место разума там заменяет воля, место порядка — хаос, место науки — миф, и включаются абсолютно другие силы и интенции.
Расскажите все-таки подробнее, как Ницше открывает дионисийскую сторону культуры?
Наверное, самое известное высказывание Ницше — «Бог умер», которое он впервые озвучил в книге «Веселая наука». Он не хихикает над этим, он скорее будто бы восклицает о том, чего никто, кроме него, не заметил. Он кричит, что это уже случилось давно. Бог умер, а мы все еще делаем вид, что этого не произошло. То есть он такой холодный патологоанатом из мира философии, который просто фиксирует событие смерти бога. И если вдуматься, то событие смерти бога — это событие, конечно, нешуточное, в первую очередь потому, что это абсолютное разрушение всего мировоззрения европейской цивилизации, европейского человека и т. д. Мировоззрение европейцев XIX века было теоцентрично: вот есть бог, он всеблагой, всемогущий, всезнающий, всеведущий, и он нас ежесекундно охраняет. Точно так же он охраняет и этот мир. То есть бог, если угодно, — это гарант мироздания. И вот этот гарант, по словам Ницше, банкротится, все активы обесцениваются, и это означает, что все наши представления о том, что человек — это венец творения, что человек — это в первую очередь разумное существо, что мир постигается рационально, — они как будто бы тоже обесцениваются. Тут-то и вступают другие — хтонические, дионисийские — силы.
И Ницше в одиночку произвел такую революцию в философии?
Конечно, не в одиночку. Например, Достоевский выражал похожую точку зрения. Он тоже говорил о том, что если бога нет, то все дозволено. Все наши моральные нормы исчезают. Ницше, кстати, несмотря на то, что был очень жестким цензором по отношению ко всем современным ему философам и мыслителям, Достоевского ценил. Он говорил, что Достоевский — это тот человек, который смог ему приоткрыть какие-то глубины человеческой психологии. Он ценил Достоевского именно как психолога. И две эти непохожие, диаметрально противоположные фигуры — они, конечно, оказались друг другу очень близки.
Вы представляете, как в недельный курс уместить всю историю той стороны культуры, о которой собираетесь рассказать? Или вы сконцентрируетесь на каком-то конкретном периоде?
Будет очень сильно зависеть от слушателей. Вообще я планирую достаточно много говорить о Ницше и в целом о философии жизни. Это то, что противопоставило себя модерну, который весь плясал вокруг разума и рационального. Конкретные персоналии — в первую очередь Шопенгауэр и Ницше, о них мы, конечно, будем говорить более подробно, и если не уходить в сторону, то за неделю вполне можно детально разобрать их. По крайней мере, все самое важное про дионисийскую сторону культуры мы точно расскажем.
Будет ваш курс как-то содержательно пересекаться с курсами остальных преподавателей, которые будут вести занятия параллельно с вами?
Да, конечно. Дело в том, что все тот же Ницше изобретает в философии метод генеалогии и своеобразного генеалогического историко-философского расследования. Поэтому, конечно, нам будут необходимы и культурологические оценки этой философии. Я рассчитываю на то, что мы с Петром Мазаевым будем строить наш курс в такой синергии, чтобы дополнять друг друга.
Как вы будете справляться со взрослыми учениками? Вы ведь обычно детям преподаете?
сновная моя работа — учитель в школе. Но кроме этого, я читаю лекции и для взрослых в самых разных местах, поэтому для меня это достаточно привычная публика.
Сильно отличаются взрослые от детей в качестве учеников?
Дети намного смелее. В суждениях, размышлениях. У них как будто бы больше степеней свободы. Они могут себе позволить ошибиться, сказать глупость. У взрослых с этим посложнее. Именно поэтому важно, чтобы на лекциях для взрослых была максимально дружественная и уютная атмосфера. Взрослый человек в этом смысле более замкнут и сдержан, часто не решается высказать свою мысль. А это очень важно для того, чтобы у нас получился не мой девятичасовой монолог, растянутый на шесть лекций. Хотелось бы, чтобы получился диалог и я могла понимать, что людям интересно, а что — нет.
Атмосфера замка, в котором будет проходить программа «Шатологии», поможет в этом?
Конечно. Одно дело, когда ты сидишь в холодной аудитории и вспоминаешь свои, возможно, стыдливые опыты в университете или школе, а другое — в замке, где ты можешь позволить себе фундаментально свободные размышления и не бояться сказать глупость. Мы же как раз за иррациональное, нам эта свобода важна максимально. У нас замечательно прошла детская «Эпоха Просвещения», и в Бургундии мне очень понравилось. Вокруг много природы, и цвета удивительные — очень настоящие, безо всяких кричащих открыточных оттенков. Это настраивает на возвышенный лад — размышлять и беседовать в такой атмосфере легко и приятно. Но главное, что сам замок хоть и старинный и исторический, но живой и уютный!
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача лагеря «Марабу» — дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу — а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача — поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере «Марабу» взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые — что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся домой еще умнее?