Петр
Мазаев
[«Фронтир. Онлайн». Весна-2020]: «Мертвец» Джармуша, Марк Твен в Одессе, русский Дикий запад

Запись на смену «Фронтир: на краю неизвестного» идет полным ходом! Мы представляем программу историка Петра Мазаева, нашего постоянного лектора детских и взрослых смен.

Обычно, когда мы говорим о фронтире как историческом явлении, мы имеем в виду в первую очередь историю открытия и освоения американского континента. Лучше всего наступление фронтира отражено в первых десяти минутах фильма Джима Джармуша «Мертвец»: чем дальше движется поезд, на котором на Запад едет герой Джонни Деппа, тем больше там появляется странных, сомнительных, удивительных персонажей — меняются пейзажи, одежда, гендерный состав, а заканчивается все бессмысленной в своей удали пальбой из окон поезда по бизонам, — говорит Петр. — Когда я подростком впервые увидел эту сцену, я все никак не мог понять, почему я чувствую в этом месте какое-то невиданное родство с протагонистом.

Ответом стал текст Марка Твена, который в «Простаках за границей» неожиданно сравнивает Одессу с типичным американским городом: «Красивые широкие улицы, да к тому же прямые; невысокие дома (в два-три этажа) — просторные, опрятные, без всяких причудливых украшений; вдоль тротуаров наша белая акация; деловая суета на улицах и в лавках; торопливые пешеходы; дома и все вокруг новенькое, с иголочки, что так привычно нашему глазу; и даже густое облако пыли окутало нас, словно привет с милой нашему сердцу родины».

Побережье Черного моря и Кавказ для Московии-России играли совершенно ту же роль, что и Тихий океан для американских переселенцев. Вместо Дикого Запада здесь Дикое Поле, вместо прерий — степи, вместо индейцев — татары, вместо ковбоев — казаки; то же смешение языков, та же деловитость и упрямство переселенцев, те же колониальные замашки центрального правительства и вольность местного сообщества.

На нашем курсе мы будем говорить именно об этом — как феномен фронтира преломляется в исторической перспективе совсем другого континента и почему Толстой-Американец не так уж далек от героев Джека Лондона, а своеобразие Одессы не могло бы возникнуть без ощущения вольницы, которую дарует фронтир. В общем, поговорим о том, как развивается на юг и восток московитская экспансия и какие культурные явления ей сопутствуют.