Екатерина
Кадиева
Каждый человек должен научиться жить в мультикультурном мире

Во время Умного отпуска «Марабу» для взрослых вы собираетесь говорить о жизни на пересечении разных культур. Почему вы выбрали эту тему?

Потому что она очень актуальна, в особенности для тех, кто попал на это пересечение недавно: например, переехал в другую страну, создал семью с человеком другой культуры и так далее. Да и вообще для всех, потому что современный мир — он в принципе мультикультурный.


Лично я, к примеру, с детства жила в полиэтнической и поликонфессиональной семье, так что моя толерантность — не результат осознанности, а просто какая-то встроенная опция, возникшая из-за семейного анамнеза. Ведь каждый ребенок считает нормой именно ту среду, в которой он вырос, а в моей среде все были очень разные, но как-то при этом друг с другом договаривались. Пока я не попала в Калифорнию, мне и в голову не приходило, что нормальное взаимодействие людей разных культур может происходить не только на интуитивном уровне, но и в результате прописывания некоторых процедур. Оказалось, например, что во всех крупных калифорнийских компаниях есть отдельные HR-специалисты для каждой крупной этнической группы — кто-то занимается русскими, кто-то — индийцами, кто-то — китайцами и так далее.


Потому что и подходы к работе в разных культурах разные, и мотивация, и даже корпоратив в полиэтническом коллективе — задача, которая требует некоторых усилий, если мы хотим, чтобы всем было весело и никто не ушел обиженным. И вот в Калифорнии все это просчитывается и продумывается заранее, а, к примеру, в Москве — нет. Москва вообще очень не хочет сознавать себя мультикультурным городом. Возникает странная ситуация: приезжие москвичей видят, а москвичи приезжих — нет. И сами же страдают от этого: москвичи находятся в постоянной ситуации дефицита информации о собственном городе, поэтому город их постоянно (и часто — неприятно) удивляет.


Повседневная жизнь в мультикультурном обществе — это одна тема. Есть и другая, с которой я часто сталкивалась в своей работе семейного психотерапевта: межэтнические браки. Их представителям нередко приходится обращаться за помощью психолога, потому что, вступая в брак, люди часто даже не представляют, какие подводные камни их ожидают при столкновении разных жизненных укладов. В частности, конечно, одной из главных проблем в таких семьях становится социальная адаптация детей. Какие ценности семьи дети транслируют наружу, а какие не транслируют, как они обращаются с тем, чему их учат в школе, что происходит в пубертате, когда дети должны пересмотреть семейные ценности в рамках той доминирующей культуры, в которой они оказываются.... В общем, тут очень много всяких интересных вопросов возникает, и я много с этим работала как психолог, как преподаватель и как лектор.

То есть вы в своих лекциях эту тему понимаете не впервые?

Конечно. В начале 2000-х я даже читала лекции про все эти кросскультуральные штуки низовым чиновникам московской мэрии, работавшим с диаспорами. Меня тогда совершенно потрясло, что тем чиновникам было действительно интересно понять людей, с которыми они имеют дело, и они правда хотели им помочь. Это было здорово. Кроме того, я занимаюсь обучением психологов в Москве, чтобы они могли различать: когда проблемы их клиентов лежат в личностных особенностях, а когда — это проблемы разного культурного контекста, и, соответственно, могли бы с этим грамотно работать.

Вообще, если подумать, то большинство детей, которые приезжают в лагерь «Марабу», — это дети как раз из полиэтнических семей.

Совершенно верно! В прошлом году у нас в лагере были дети из 25 стран и мы с ними проводили терапевтические группы поддержки, обсуждали, как вести себя адаптивно в разных культурах. Современные дети часто переезжают, они много бывают в разных странах, к ним в школу приходят новенькие, приехавшие из других мест. То есть у них всех есть опыт какого-то межкультурного взаимодействия, и мне было чрезвычайно интересно слушать, как они делятся этим опытом, дают друг другу советы (очень толковые, кстати). Именно это стало одним из поводов для того, чтобы создать подобный курс для родителей.

Но ведь в Умный отпуск приедут не только родители детей, которые ездят в Умный лагерь.

А это уже не так важно. Как я уже сказала, навыками кросскультурального общения должны владеть вообще все люди, потому что сейчас без этого никак не обойтись, — это то, с чем все мы сталкиваемся каждый день. Ну где сейчас сохраняется моноэтническое общество? В деревнях разве что, да и то не во всех. Что касается конкретного развития темы, того, чему мы будем уделять больше времени, а чему меньше — мы с участниками решим уже непосредственно на месте. Я собираюсь просто спросить приехавших людей, что им интересней всего, чего они ждут от этого курса. Может быть, люди захотят узнать больше о каких-то внутрисемейных вещах, может быть, о том, как устроен бизнес в разных странах, а может быть, о том, как адаптироваться после переезда. Тема настолько необъятная, что все рассказать я точно не успею. Но мы хотя бы начнем!