Ася
Штейн
Заниматься филологией можно на примере невероятно веселых и прикольных героев

Во вторую и третью смену летнего «Марабу» наша любимая Ася Штейн поговорит с детьми о хулиганах — впрочем, мифологических. Что это за хулиганы, зачем о них разговаривать и почему мы их изучаем — читайте дальше.


Летний курс у вас будет про трикстеров. Кто это такие, и почему про них надо разговаривать с детьми?

Это мифологические хулиганы, которые портят все то, что делают разные серьезные боги; они — нарушители и разрушители порядка. Например, правильный серьезный бог создал реку с течениями вверх и вниз, чтобы можно было плавать туда-сюда, а потом пришел хулиган и все испортил: одно течение вообще убрал, да еще и набросал всяких камней, порогов и водоворотов.

Зачем про это говорить? Во-первых, это интересно, во-вторых — весело, а в-третьих — трикстеры постоянно встречаются в литературе, иногда принимая самые неожиданные формы. Читать книжки гораздо интереснее, если умеешь трикстеров находить, опознавать и понимать причины их поступков. К тому же детям всегда нравятся мифологические тексты, в частности, потому, что они лежат вне сферы детского эмоционального восприятия.


Самые известные трикстеры — это…

Недавно вышел большой мультик про Мауи («Моана», 2016) — вот самый настоящий трикстер. Мы как раз будем говорить про таких архаических (полинезийских, палеоазиатских) трикстеров. Вольтеровский Кандид — самый несчастный персонаж, которого постоянно наказывают, с которым происходят разные истории — тоже типичный трикстер. Кот Бегемот, Буратино — трикстеры. Доктор Фауст в компании с Доном Жуаном — оба они в средние века были персонажами кукольного театра, и в этой роли — типичные трикстеры, которые нарушали законы, обходили правила.


А в современной литературе, популярной у детей, есть трикстеры? В «Гарри Поттере»?

У Роулинг такого единого персонажа нет. Потому что, если говорить о жанре, «Гарри Поттер» как вид литературы — это эволюция сентиментального романа воспитания, от Филдинга до Диккенса и Бронте, а этому жанру трикстер не полагается. Но при этом мы можем найти разные признаки трикстеров у разных персонажей «Гарри Поттера» — например, у близнецов Уизли.


То есть любой симпатичный школьный хулиган — трикстер?

Не обязательно. У трикстера есть несколько отличительных черт: во-первых, чаще всего он — ребенок-проказник. Хотя бывают и взрослые. Их задача — разрушить мир. Зачем? Чтобы потом он заново создавался. А как можно разрушить мир? Можно разрушить порядок, разрушить правила — что в конце концов ведет к разрушению мира, и тогда мир может быть воссоздан. Во-вторых, трикстер не обязательно симпатичный, бывают очень несимпатичные, даже ужасные. Например, Локи в скандинавской мифологии.


А почему вы выбрали именно трикстера для занятий с детьми в «Марабу»?

Это яркий персонаж, который может принимать разные обличия, он — герой множества очень разных текстов, и он абсолютно кросс-культуральный. Например, можно с удивлением обнаружить, что трикстеры в Полинезии, у палеоазиатов и у народов Северной Америки очень похожи. А можно увидеть трикстера в совершенно привычном «Буратино», в разных его вариантах. И потому, что это группа небольших, емких и ярких текстов, изучая которые, можно научиться видеть текст с новой стороны.

В конечном счете наша задача — понять, как устроен текст, как он работает, и научиться его читать и интерпретировать. И почему бы, собственно, не сделать это на текстах о трикстерах? Убийственная серьезность совершенно не обязательна, заниматься филологией и культурологией можно на примере невероятно веселых и прикольных героев.

Всего у нас будет четыре занятия. Первое посвящено трикстерам в совсем-совсем архаических текстах; затем — история про классические тексты: античные, скандинавские. На третьем занятии мы поговорим про плутовских героев средневековых романов, ну а на четвертом — о хулиганах в современной литературе, как раз от Буратино до «Гарри Поттера».

Мы возьмем короткие тексты, небольшие отрывки и прочитаем их непосредственно на занятии. Родителям стоит иметь в виду, что никаких особо сложных текстов не будет; если вдруг кто-то из детей плохо читает кириллицу — ничего страшного, значит, он просто послушает. Затем выделим в тексте мотив и посмотрим, как он работает в разных текстах, в разных культурах. Например, что в каждом из трикстеров в разные времена остается, а что меняется. Какие мотивы устойчивы, а какие зависят от культуры, цивилизации, языка или среды, как это работает.


Современные дети (да и взрослые) привыкли читать тексты по диагонали, чтобы быстрее вычленить главное. Тяжело ли научить ребенка читать медленно, обращая внимание на детали, или этот навык легко восстановить?

Стоит детям показать, что это прикольно (а это правда очень прикольно): увидеть, зацепиться за какую-то ниточку в тексте, начать за нее тянуть и в итоге размотать историю, которую мы 150 раз встречали, но никогда не обращали на нее внимания. Ну например: Буратино падает в речку и притворяется мертвым. Притворился и притворился, да? А стоит начать читать про разных трикстеров, как выясняется, что мнимая смерть — одно из важнейших их свойств. Дети безумно радуются, когда история про то, как Буратино вместо школы оказался в кукольном театре, оказывается типичным трикстерским нарушением правил — трикстеры всегда из процесса обучения устраивают безобразие и балаган. Или совершенно непонятный мотив про 33 подзатыльника, битье поленом, помните? А тут дети узнают, что именно незаслуженные тумаки — абсолютно трикстерская тема.


А зачем сравнивать совершенно непохожие тексты?

Если ты умеешь выделять в текстах частное и общее (неважно, это будут мифы или интернет-паблики) — значит, ты начинаешь относиться к тексту критически. Соответственно, тобой гораздо сложнее манипулировать посредством текста. Я считаю это очень важной задачей — сделать так, чтобы дети не становились жертвами таких манипуляций. На самом деле не только дети, но зачастую и взрослые. Как человек, работавший в рекламе, работающий с текстами, я прекрасно понимаю, как можно при помощи слова убедить человека что-то купить, за кого-то проголосовать, да все что угодно заставить сделать при помощи текста. А если человек привык читать текст критически, обращая внимание на мелочи, — то я не могу гарантировать, что он не станет жертвой таких манипуляций, но шансов их избежать у него будет гораздо больше.