Алина
Аксёнова
«Сначала занятие — потом экскурсия!»

Почему импрессионизм?

Импрессионизм — самое известное и, наверное, самое популярное направление живописи. Если останавливать людей на улице и спрашивать: «Каких вы знаете художников?» — большинство ответит: «Импрессионистов». Причем часто люди не называют имен художников, не знают конкретных картин, они просто называют это направление. Потому что импрессионизм — это ярко, красочно, радостно.

Неважно, что уже будут (или не будут) знать об импрессионизме дети, приехавшие в «Марабу». На наших занятиях мы будем отталкиваться от вопроса: почему именно это искусство заняло такое важное место в истории искусств? Почему импрессионистов так любят? Почему именно они так популярны? И, грубо говоря, почему они всегда для всех так приятны? Мы попробуем ответить на вопрос: как импрессионисты изменили мир? Изменили ли они его вообще? Что было до них, а что — после, как импрессионисты повлияли на то, что происходит в живописи сегодня?

Импрессионизм — это определенный рубеж: и итог того, что было, и пролог к тому, что будет в XX веке.

Я выстраиваю занятия таким образом, чтобы каждая из предложенных картин (сразу скажу, их вряд ли будет много) действительно показывала, что случилось: в мире, в жизни, в искусстве. Естественно, мы вспомним и то, что предшествовало импрессионизму: почему вообще появилась необходимость в новых приемах в живописи.

Что будет на теоретических занятиях?

Мы поговорим об импрессионистах и постимпрессионистах: без привязки к городу, к пейзажу. Возьмем работы разных мастеров (точно будет Моне, Дега, Ренуар) и поговорим о революции в искусстве. Потому что импрессионизм интересен не только эстетически, не только своими бликами, цветами, отсутствием драматического сюжета: никто ни с кем не сражается, никто не бьется в истерике, никто не умирает и не рождается. Это очень созерцательные вещи, что-то легкое. Но при всей этой легкости и, казалось бы, поверхностности, импрессионизм — абсолютно революционная живопись. Цель такого разговора — понять, что импрессионисты сделали, почему они революционеры, какие приемы непосредственно они придумали и использовали в своих работах.

Два занятия мы посвятим следующему поколению мастеров (и не возраст здесь имеется в виду, а шаг, который они сделали в истории искусств) — это постимпрессионисты, Поль Сезанн и Винсент Ван Гог. Мы будем говорить о них по двум причинам. Во-первых, Сезанна называют отцом искусства XX века и современной живописи. От Сезанна берет свое начало абстрактное искусство, кубизм и все, что последовало за ним. Во-вторых, Ван Гог — это мастер, одним из первых заявивший, что искусство не изображает, а лишь выражает внутреннее состояние человека и его отношение к тому, что он видит (а не то, что он непосредственно видит). И это позволило взглянуть по-новому на роль живописи, роль искусства вообще.

Еще будут экскурсии

Образовательная программа в «Марабу» строится таким образом: сначала занятие, а потом экскурсия. Это очень важная структура: сначала мы обсуждаем какие-то моменты теоретически (пусть со слайдами и картинками), а потом дети видят все это вживую. Прованс — место, где ты находишься внутри картин художников — и Сезанна, и Ван Гога. Ни того, ни другого понять невозможно, пока ты не увидел эти пейзажи, пока ты не сравнил их с тем, что изображено на холсте.

Экскурсионную программы мы придумали вместе с Женей Картозо (сертифицированный гид по Провансу, Женя весной присоединится к проекту «Марабу»; обо всех экскурсиях Женя вскоре расскажет подробно. — «Марабу»), будет несколько очень важных точек. Обязательно поедем в Экс-ан-Прованс — город, где Сезанн жил и работал, где он похоронен. Увидим, что сам город, дома, цвет штукатурки, цвет старых деревянных дверей, цвет листвы и камня — это цвет картин Сезанна. Побываем в Жа де Буффан — имение на окраине города, которое принадлежало отцу мастера. Многие знаменитые работы Сезанна написаны именно там. Дети получат возможность посмотреть на мир глазами художника: вот именно с этого места он все это увидел и именно здесь это написал.

Еще одна локация — ателье Сезанна, его мастерская, которую он приобрел уже к концу жизни и где работал последние годы. Это удивительный дом, в котором сохранились вещи художника, его одежда, шляпы. Оказавшись внутри, мы поговорим о том, зачем мастеру такое большое светлое помещение, для чего нужны огромные окна; о том, как можно создавать то или иное освещение, открывая и закрывая разные ниши. Самое интересное — в музее воссозданы натюрморты мастера: лежат яблоки, груши, вазы, тарелки, черепа — все то, что Сезанн писал. Все то, что мы только что видели на его картинах и обсуждали — вот, пожалуйста, настоящее.

Один из вопросов, на который мы будем отвечать, — это смысл и сила цвета. И кому из двух художников — Сезанну или Ван Гогу — удалось точнее передать настоящий цвет Прованса, тот цвет, который мы видим и сегодня. Но помимо цвета, Сезанн — это еще и форма, это протокубизм, переход живописи от реальности к неким схемам. Откуда Сезанн эти схемы берет? Мы покажем детям точку (никаких зданий или людей, только природа) и попробуем увидеть эти геометрические формы: что ветви трехсотлетнего кедра — четкие горизонтали (и мы видим их у Сезанна), а крыши домов — ромбы и диагонали. И что Сезанн действительно показывает эту реальность так, как никто не показывал до него. И находясь в той же самой реальности, мы поймем, что это и правда возможно, что это не плод эксцентричного воображения художника, а окружающий мир, который так многообразен, что в какой-то момент художник понял, что можно нарисовать именно так.

Почему сегодня важно говорить об импрессионистах?

Сейчас разбираться в искусстве довольно престижно. Особенно много вопросов всегда вызывает современное искусство: оно востребовано, популярно, хорошо продается. Искусство XX века может быть непонятным, может пугать и раздражать, но оно очень привлекательно. И как раз разбирая импрессионизм, когда вектор развития культуры сильно изменился, мы можем глубже понять и непонятный XX век. Это детям пригодится в дальнейшем, когда они будут задаваться вопросами: а почему XX век такой? И не только с точки зрения искусства, но и с точки зрения обыденной жизни, с точки зрения науки. Потому что происходящие события всегда созвучны картинам своего времени. Это поможет осмыслить «общество здесь и сейчас», общество, в котором мы все живем, которое так или иначе оцениваем, вне зависимости от возраста. И полученный в «Марабу» опыт позволит детям оценить эту действительность более глубоко и адекватно.