Анна
Кадиева
Авангард, постмодернизм и Средневековье в Бургундии

Аня Кадиева, программный директор «Марабу», рассказывает, что мы придумали на осень для детей и для взрослых.

Для детского осеннего «Марабу» вы выбрали очень объемную тему — авангард, постмодернизм и все, что между ними. А это примерно вся история искусства XX века и немного до. Расскажите о программе, успокойте родителей!

Все не так страшно, как звучит: на развитие искусства можно смотреть с разных точек зрения, и совершенно не обязательно в разговоре с детьми упираться в то, что это почти 150 лет за неделю.

Когда я училась в Сорбонне, одним из моих любимых предметов была теория искусств, и каждый раз, когда я пыталась про этот предмет кому-нибудь рассказать, меня спрашивали: «В смысле „теория‟? История, наверно, что за теория?» На самом деле это было два года лекций о том, как на протяжении столетий менялись люди, их интересы, идеи, как одни течения встречались с другими и что из этого получалось. Было очень круто и совсем не сводилось и заучиванию дат и названий, все представлялось очень логичным и понятным.

«От авангарда к постмодернизму» — история о том, что людям хотелось придумать что-нибудь новое, и сначала все новое закончилось, а в конце концов оказалось, что новое — это признание старого.

Постмодернистская игра — и это игра с цитатами, постмодернистский текст — это текст, интересный самым разным людям на разных уровнях. Вообще мы планируем в большой степени отталкиваться от того культурного багажа, который у детей уже есть: в качестве примера можно использовать «Гарри Поттера», можно песни Оксимирона, можно смотреть мультик «Шрек», а можно фильмы Жан-Пьера Жене и читать поэта Олейникова.

Наши преподаватели обычно говорят, что никакой особой подготовки не нужно, потому что даже если у детей нет вообще никакого бэкграунда на эту тему, базу им обеспечат. А что вы скажете?

Это вопрос, который нам часто задают, и этот вопрос мы сами себе тоже задаем. Слова «образование» и «образовательный проект» могут означать разное в разных контекстах, и когда мы говорим, что «Марабу» — это не школа, мы это и имеем в виду. Даже длинные летние смены длятся всего две недели — еще меньше длятся осенние и весенние. Чему можно научить детей за неделю? Можно ли научить их названиям всех главных произведений Кандинского и Малевича, биографии Хармса и определению авангарда? Конечно, но это неинтересно. А интересно научить видеть искусство в обычных вещах, интересно научить не бояться слов «искусство авангарда», а получать от них удовольствие, интересно научить видеть постмодернистские игры и играть в них самому.

Родители иногда просят, чтобы мы делали в конце занятий какое-нибудь тестирование, чтобы узнать, насколько хорошо ребенок усвоил информацию. Мы так не делаем не потому, что нам лень, а потому, что мы не считаем, что усвоить информацию — самое важное. Гораздо важнее, на мой взгляд, провести неделю, получая удовольствие от разговоров и размышлений о науках и искусстве. Именно поэтому мы не делаем ни проверочных работ в конце, ни даем списков литературы заранее. Ведь если ребенок уедет домой с новым опытом, с опытом кайфа от интеллектуальной работы, это будет самый лучший результат, но как же это померить?

Расскажите, пожалуйста, про нового лектора Наталью Миловзорову!

Про программу Наташа расскажет в своем интервью, я же лишь уточню, что в рамках своего курса она будет говорить про искусство русского авангарда и — потом — русского андеграунда, про современное искусство. Наташа преподает в Новой Сорбонне (Université Paris 3) на факультете киноведения, а я училась на кафедре кино другого факультета, но иногда нам удавалось пересечься и поговорить за чашечкой кофе о, например, немом кино и Квентине Тарантино.

Кроме того, Наташа работает в Центре Помпиду, и мне повезло несколько раз попасть на их выставки с экскурсией Наташи — и каждый раз это совершенно переворачивало мое видение той части искусства, про которую она рассказывала. Я, с одной стороны, мало видела в своей жизни людей, столь ответственно и серьезно подходящих к подготовке учебных занятий, а с другой, никогда не встречала людей, с большей любовью и интересом относящихся к изобразительному искусству XX века. Я думаю, детям очень повезло, что к нам на эту программу приедет Наташа, а нам повезло, что мы делаем эту программу именно с ней — лучшего компаньона по авангарду я и представить себе не могу.

В ноябре у нас пройдет и взрослая программа про Средневековье, как она будет устроена?

В целом взрослая программа будет построена по тому же принципу, что и две уже прошедшие смены взрослого «Марабу»-2018 (январская и майская). По утрам мы будем говорить об интересном с Андреем Десницким и Сергеем Кузнецовым, а после обеда — готовить с Марианной Орлинковой средневековую еду себе на ужин. Кроме того, дважды вместо утренних разговоров в замке Le Sallay мы поедем говорить о Средних веках «на местность»: на старинную мельницу и в аббатство Везле, одну из главных католических святынь. Мы никогда раньше не говорили про Средневековье со взрослыми, но главный принцип наших программ остается неизменным — мы разговариваем об увлекательном с умными людьми в приятном месте. Вообще, я думаю, именно за этим обычно люди и ездят в «Марабу» — чтобы интересно провести время в хорошей компании, узнать что-нибудь новое и при этом отдохнуть.

В этот раз люди могут приехать на разные даты — на три дня, на пять дней или на шесть дней. Как вы планируете сделать так, чтобы все чувствовали себя комфортно?

Наша ноябрьская программа в этом году привязана по датам к Дню благодарения (Thanksgiving Day), так что люди из Америки смогут приехать на нее, даже не уходя в отпуск (или уходя в него на мало дней). При этом те, у кого есть возможность приехать на неделю, получат полную неделю «Марабу»: с экскурсией по Парижу, поездкой в Везле и еще дополнительным днем лекций.

Первый лекционный день будет более теоретическим, а второй и третий — скорее похожи на разбор кейсов: как было устроено средневековое образование, чем была средневековая религия и т. д. Таким образом, у тех, кто поедет на пять дней, будет более полная и глубокая картина, но и те, кто приедет на три дня, не почувствуют себя потерянными.

Кстати, одной из тем, о которых мы поговорим, будет хронотоп закрытого пространства, в котором люди отгораживаются от внешнего мира и занимаются каким-то общим делом — например, это дом одной из героинь «Декамерона» или средневековый монастырь. Осенью все желающие приехать в «Марабу» соберутся в замке Le Sallay и смогут не только поговорить про Средневековье, но также попробовать его на вкус и даже немного пожить в нем.

Мне кажется, мы придумали крутые программы, и особенно круто, что сначала к нам приедут дети и, вернувшись домой, смогут рассказать родителям все, что узнали про авангард, а потом при желании приехать еще раз вместе с родителями и погрузиться в Средневековье. Но даже если дети не смогут приехать второй раз в ноябре, то все равно смогут с родителями обмениваться полученными в одном месте, но в разное время знаниями. И само по себе это — очень воодушевляющая история.