Прекрасный Александр Гаврилов приедет весной к нам в Бургундию и на детскую, и на взрослую программу. Детскую мы уже обсудили, теперь почитайте, о чем Александр будет говорить со взрослыми. Сергей Кузнецов сделал еще одно интервью, потому что невозможно в трех предложениях пересказать ту феерию, что вас ждет.
Саша, ты много раз ездил в детский «Марабу», а весной впервые едешь во взрослый. В чем для тебя разница в работе со взрослыми и с детьми?
По образованию я школьный учитель, и когда мне дают группу детей, то моментально включается все, чему меня учили. Понятно, что в формате «Марабу» наши занятия не похожи на школу, тем более на советскую школу, но все-таки это ситуация научения. Взять 7 или 12 симпатичных юных людей, сделать так, чтобы им было интересно чему-то научиться и чтобы они друг друга поддерживали внутри этого учения — совершенно понятная ситуация.
Когда ты работаешь со взрослыми — а я много раз работал со взрослыми в каких-то коротких форматах — это другое. Если ребенок отвлекается, ты так поводишь бровью, и все: и ты знаешь, и дети знают, что в этот момент ты — хозяин дискурса. Взрослый, если ты делаешь что-то такое бровью, встает и уходит, потому что он свободный и независимый.
Моя работа со взрослыми — это всегда история не про то, чему я могу научить, а про то, что мне важно показать взрослому, что у него внутри есть нечто, интересное ему самому и, скорее всего, им пока еще не познанное. В этом смысле разговор с людьми русского языка о словах, еде, литературе всегда оказывается инструментально полезным.
А каковы твои ожидания от взрослого «Марабу»? Что ты там будешь делать?
Мне очень нравится, что программа пройдет в Бургундии, потому что разговор о еде — это то, что культуру русскую и французскую разводит максимально далеко. Для французской культуры переживание ощущения еды — очень важная не только персональная, но и социальная практика. Мы посмотрим, например, как от Рабле до Флобера переживание еды принципиально менялось. Это не значит, что мы будем читать целиком «Гаргантюа и Пантагрюэля» или «Госпожу Бовари». Просто каждый получит маленькую антологию фрагментов мирового искусства, в которой Рабле, Флобер, Гончаров, Бунин и Филипп Делерм участвуют на равных. По сути, речь пойдет не о том, как другие рассказывают о своих отношениях с едой, а о том, что высказывание о еде говорит о человеке. Каким образом человек может быть выстроен относительно его отношения к еде.
Это дико интересный ракурс на самом деле: еда без интроспекции, еда без попытки анализа своего собственного переживания — это просто поглощение пищи. Мы возьмем фрагмент из «Зависти» Юрия Карловича Олеши, целиком посвященный тому, каким образом советский человек остался без возможности есть еду как еду и почему мы все несем в себе культурную родовую травму. Как так вышло, что мы не едим, не совершаем некоторые «переживания» еды, а поглощаем питательные вещества, и почему это досадно.
А почему, кстати, так вышло?
Потому что в 60-е годы XIX столетия распространилась философская идея, в дальнейшем получившая название «позитивизм», которая, совпав с поздними духовными уроками индустриальной революции, заставила воспринимать человека как некоторый тип фабрики. Точно так же, как фабрика по производству чугуна не должна капризничать в выборе сортов руды, так и человек не должен пытаться делать вид, что его эффективность зависит от того, съел ли он вкусного хлеба или невкусного.
Этот самый позитивизм и стал, по сути, основным философским основанием революционного движения конца XIX и русской революции начала XX века. И он в результате привел к очень странной, аскетической практике пищи: к фабрикам-кухням, к единообразию, к микояновской «Книге о вкусной и здоровой пище».
Когда перед Микояном была поставлена задача обеспечить фабричного рабочего, вчера приехавшего из деревни и вообще не понимающего, где еду берут, пищей — он вместе с унылым Мануилом Певзнером, как сегодня бы сказали, нутрициологом, создал Институт питания. Когда они всем Институтом питания готовили эту книгу, Певзнер с Микояном насмерть рубились относительно названия. Певзнер настаивал, что это должна быть книга о полезной пище, а Анастас Иванович все-таки полагал, что в названии должно быть слово «вкусный», и административного веса Микояна хватило, чтобы настоять на своем. Но факт, что эта книга — на самом деле не о вкусной, а о полезной пище, с бесконечным расчетом питательной полезности, вообще никак не осмысляющая тонкости вкусового переживания, — это интересно.
Здесь есть некоторый американский след: Микоян был настоящий американофил, ездил в США в большую поездку, посвященную питанию, и привез оттуда множество всяких идей, которые результативно воплотил в СССР. Любопытно, что сам он был абсолютным фанатом бургера (и слова, и идеи), поэтому изначально булочка «Московская» (которую многие помнят как «трехкопеечную булочку») выпекалась для того, чтобы класть внутрь нее котлету «Московская». И вот эта московская котлета в московской булке — знак любви, привезенный из-за океана.
Мне кажется, что разговор о еде — это никогда не разговор о еде. Это разговор о том, как выстраивается культура и искусство, выстраивается само переживание ощущения, как мы переживаем ощущения.
Еще один интересный ракурс — социальная функция. Например, вот фрагмент из письма Екатерины Великой барону Гримму, где она рассказывает, как ей и австрийскому императору за столом прислуживал князь Потемкин и еще кто-то из величайших чинов — так вышло, потому что они встречались в чистом поле и еду готовили прямо у стола. И Екатерина пишет: «Никогда еще у императоров не было прислуги столь великолепной и обеда столь отвратительного». Эта ситуация очень точно показывает, что еда, как правило, — это что-то другое. То есть еда отвратительная, зато церемония обеда сиятельная, царственная и так далее.
Императору, кстати, тоже не понравилось, он об этом аккуратно в дневнике написал: «Еда — дрянь. Подают много, но холодную».
Мы будем говорить о том, что еда — это всегда переживание культурное, и в этом смысле очень интересно, как по-разному воспринимается еда «родная», «своя» и «экзотическая». «Родная» — это то, что уходит в дебри времени. «Вот моя бабушка в Могилеве делала этот форшмак именно так». Он вкусный? Неважно! Важно, что бабушка делала его в Могилеве. Еда «своя» — это некоторым образом сегодняшний comfort food. В американской и английской традиции очень четко описано, а в русском даже слова для этого нет. И наоборот, такое бесконечное открытие: «Мы с девчонками пошли, съели суши». Вкусно было? Неважно! Важно, что мы таким образом теперь почти японки.
Еда — это то, что у всех есть, о ней можно говорить, и при этом, говоря о еде, мы можем говорить примерно о любом измерении. Когда ты задаешь ракурс: «А теперь посмотрим, что такое „свое“ и „экзотическое“, и как это у каждого», человек вдруг оказывается способен узнать о себе то, о чем он прежде и не догадывался. И вот это открытие себя в каждом участнике программы — оно для меня самая интересная часть, которой я жду с большим нетерпением.
А вы ведь знакомы с Марианной Орлинковой, которая тоже будет у нас на взрослой программе «Май в Бургундии»?
Марианна — для меня очень важный человек, и не только потому, что она близкий друг, не только потому, что из Марианниных рук невозможно вкусно все получается, но и потому, что Марианна — заместитель главного редактора журнала «Гастроном», уже много лет работает в этой области, и личный приятель всех великих поваров современности.
Типичная история про Марианну — она то ли прилетает откуда-то, то ли возвращается и говорит: «Ой, а я сейчас в Шереметьеве встретила Хестона Блюменталя (это такой величайший из ныне живущих поваров, менеджер холодильной техники по образованию и в самом деле великий повар, создатель потрясающего ресторана в Лондоне, единственный из участников движения молекулярной кулинарии, который действительно сделал это едой, а не бесконечным парадом аттракционов). Ну мы, конечно, бросились друг другу на шею. Я говорю: „Привет, а что ты тут делаешь?“ Он говорит: „Да понимаешь, я ездил за полярный круг“. „Зачем ты ездил за полярный круг?“ — я говорю. „Доил там олениху и лосиху, — отвечает Блюменталь. — Потому что меня удивляет, почему люди употребляют коровье молоко, но не используют молочные продукты северного оленя и лося?“»
Марианна в этом смысле — изумительно интересный для меня собеседник, она и культурно очень вовлеченный человек, и гастрономически у нее совершенно другой тип знания — когда количество знаний переходит в объемную интуицию: ты смотришь на столовый прибор или рецепт и видишь не его, а те силовые линии культуры, которые в этом месте пересеклись. И в этом, пожалуй, именно Марианна сильнее всех.
Невероятно. Нам кажется, должно что-то просто сумасшедшее получиться у вас вместе с Марианной. Круто.
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача лагеря «Марабу» — дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу — а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача — поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере «Марабу» взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые — что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся домой еще умнее?