Май в Бургундии, Русские сезоны, Дягилев, Аксаков и даже Пушкин. Для взрослой программы этой весны Александр Гаврилов придумал завораживающую тему для беседы — что такое вообще русскость, как мы ее в себе конструируем и, главное, зачем это делаем.
Начнем с самого начала — что вообще такое Русские сезоны?
В Русских сезонах сегодня нам более-менее непонятны оба слова. Во-первых, не очень понятно, что такое сезоны. Но про это расскажет более подробно Тим Ильясов — вот про эту манеру, которая сложилась в Belle Époque, а потом была чуть-чуть протянута за пределы Первой мировой войны. Странным образом, советская практика культурных десантов, например, «Неделя Грузии в Москве» — это те же самые сезоны. Та же самая идея: мир, ощутивший свое колониальное разнообразие…
А второе слово?
А вот слово «русские» — оно замечательное. Если мы посмотрим, что Дягилев делает, когда сооружает «Жар-птицу», то увидим, что это нами, носителями русской культуры, совершенно не опознается как русское, а скорее как какое-то восточное, условно персидское. А что делать? Дягилеву надо изобразить русское, и он и «Жар-птицу», и «Петрушку», и «Балаганчик» показывает как нечто предельно экзотическое. И если не экзотизировать, то высказывание не работает. «Мы тоже европейцы» сказать языком балета невозможно, что значит «мы тоже»? В каком смысле «мы тоже»? В других родах искусств, возможно, конечно, но тогда получится роман Достоевского «Преступление и наказание»: «Мы тоже европейцы, и в результате, к сожалению, нам приходится старушек топором рубить». Что это за европейцы, которые топором старушку не рубят?
Интересно, что вот эта проблема с «русскостью» как ухватываемым образом, она на самом деле начинается с того момента, как слово «Русь» возникает на этой территории.
Будете говорить о тщетных попытках славянофилов найти «русскость»?
Есть прелестный анекдот про Аксакова, который очень интересовался историей русского костюма и пошил себе точную реплику стрелецкого кафтана, красных стрелецких сапог и пошел гулять по Петербургу. За ним бежали мальчишки и кричали: «Смотри, персиянина привезли!», абсолютно точно определяя, какого рода перформанс происходит на улицах Петербурга. И эта странность, несовпадение с самими собой, она начинается чуть ли не с прихода этой самой Руси на земли славян. Такой британский путешественник (и шпион, вероятно) Джайлс Флетчер передавал, что Иван Грозный костерил всех русских ворами (то есть в широком смысле преступниками, не по УК РФ), а когда собеседник что-то там в ужасе лопотал, Васильевич всея Руси его успокаивал словами «Ну, я-то немец!».
Это очень интересно сравнивать, например, с историей самосознания польской шляхты, которая, наоборот, вынуждена выдумывать себе этническую историю, которая отъединила бы ее от простых людей. Придумали, что шляхта пошла от сарматов, таких высоколобых красавцев (обязательно покажу их черепа, это вполне незабываемое зрелище). К сожалению, последние генетические исследования эту теорию не подтверждают. Но забавно, что шляхта придумывает себе сарматскую теорию для того, чтобы отделить себя от земли, в которой она подлинно укоренена, а русская власть, в свою очередь, мучительно утаптывает норманскую теорию, все время пытается от нее отказываться, лишь бы только не признать, что действительно не имеет этнических корней. Такая зеркальная картинка.
При этом результат одинаковый…
Да, поскольку нужно, с одной стороны, держаться за землю, а с другой — от нее дистанцироваться.
Я буду говорить о том, каким образом в разные моменты эта русскость конструировалась, из чего она собиралась. Мы, конечно, поговорим о русском национализме перед Первой мировой, так сказать, о национализме русского модерна. У меня возникла такая гипотеза — может быть, слишком завиральная, а может, и не слишком, — что в действительности русский модерн и русский символизм были тем же самым, что и европейский романтизм, только с поправкой на специфику догоняющей культуры. И они были совсем не похожи на европейский символизм, потому что герои европейского символизма предельно атомизированы, а герои русского символизма постоянно погружаются в массу: то «скифы — мы», то «азиаты — мы».
В русском романтизме было несколько отражений романтизма западного: во-первых, экзотизация — Кавказ, который русские описывают так, как Грецию или Африку описывали европейские романтики. Во-вторых, попытки Пушкина на ниве русских сказок. Понятно, что символизм есть такая реинкарнация романтизма, и то, что не было доработано в русском романтизме, доработано в русском символизме.
Поэтому, если мы говорим о романтических попытках нащупать национальное, то единственным результатом является украинское национальное, созданное Гоголем: «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки». А теми русскими, которых конструирует Пушкин, становятся, условно говоря, Татьяна или Онегин, у которых нет ничего русского, и именно это делает их русскими. А в «Руслане и Людмиле» читатель не желает узнавать себя — ни тогда, ни сейчас.
Собственно, про это все мы и будем говорить: о том, каким образом русское изнутри и снаружи, от де Сада до Толстого, фантазировалось в разные времена, и почему, строго говоря, ни одна из этих конструкций, включая вот эту прекрасную дягилевскую, до сих пор не опознается как русское. По-моему, это ужасно любопытно все делать, попивая вино во французском замке, чьи владельцы — русские.
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача лагеря «Марабу» — дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу — а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача — поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере «Марабу» взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые — что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся домой еще умнее?