«Марабу»: Как вы начали читать лекции о музыке?
Самый первый лекционный цикл, посвященный слушанию классики, я сделала в 2012 году. Тогда я еще училась в консерваторской аспирантуре, связывала свою жизнь с игрой в фортепианном квинтете и мечтала о музыкальной журналистике. Это была очень камерная затея для читателей журнала, публиковавшего мои тексты. А потом эта затея как-то неожиданно разрослась.
В чем, на ваш взгляд, заключается особенность разговора о музыке с детьми?
Знаете, в Гнесинской десятилетке, где я училась перед консерваторией, тот предмет, который в средней школе начнет называться «музыкальная литература», а в ВУЗе — «История музыки», называется поначалу немножко смешно, но очень точно: «слушание музыки». Действительно, как заговорить с маленькими детьми про музыку? Ведь это совершенно абстрактный смысловой ряд, за который никак не зацепишься словом. В ней нет сюжета, который можно пересказать (если мы не говорим про какие-то несложные оперные концепции), нет обаятельного, смешного или страшного персонажа, нет приковывающего внимание цветового пятна, нет видимой глазу симметрии линий. Вместо всего этого — ливень очень сложно организованной информации, которая давит на тебя угадывающимися смыслами и требует осознанного усилия.
Даже в специализированной школе вроде Гнесинки, куда заведомо не могут попасть невосприимчивые к музыке дети, налаживание связи между музыкой и ребенком занимает время. Сначала дети, действительно, просто слушают и рисуют. Потом их начинают подпитывать рассказами о несложных вещах: жанровой составляющей музыки, базовой логике музыкальных форм, следовании музыки за сюжетом в произведениях для музыкального театра. И лишь потом происходит момент щелчка: раз — и шум складывается в речь, наводится резкость, и ты не хочешь ничего больше.
А что было таким «щелчком» для вас?
Первый раз — музыка Брамса, в десять лет, а второй — Прокофьев в пятнадцать. Я прекрасно помню это странное состояние, когда совсем не чувствуешь под собой земли, а все, что с тобой происходит, имеет вселенский масштаб. Наверное, только подростки и способны на такую степень увлеченности. Оба раза я, если начистоту, ничего толком не знала ни о Брамсе, ни о Прокофьеве. То, что рассказывали на уроках музыкальной литературы, и то, что было написано в учебнике, шло куда-то мимо. «Щелчок» спровоцировало именно что правильное слушание: контакт с музыкой, превратившийся в сознательный акт, вылазку в некое новое пространство, где все удивительно, тревожно, почти опасно. Поэтому мне кажется очень важным попробовать затеять это путешествие именно тогда, когда ты уже достаточно подрос, чтобы чувствовать притяжение настоящего, но все еще достаточно мал, чтобы без неловкости восхищаться им.
Весенний лагерь «Марабу» будет проходить в долине Луары, эпоха расцвета которой пришлась на XV–XVI век, и вы собираетесь рассказывать именно о музыке этого периода…
Да! Это очень интересная и, в то же время, очень трудная эпоха. В школе (я имею в виду специализированную школу, не ДМШ) про нее не говорят вообще и даже в консерваторском курсе истории музыки для исполнителей настоящая учеба начинается с XVII столетия, а на все, что было до того, отведено всего две-три лекции в самом начале первого курса. А ведь музыка добарочной эпохи — очень особый вид звуковой материи. Она очень хитроумно устроена, наполнена символами и полифонической акробатикой, интереснейшим образом взаимодействует с латинским словом. Мы поговорим о самом феномене полифонии, о том, как много он определил в музыкальном мышлении дооперных столетий, вслушаемся в различия между добарочным и барочным многоголосием, упомянем франко-фламандскую школу, правившую бал в Европе XV–XVI века с ее мудреной, интровертивной полифонией. Потом поговорим про французское барокко, про Жана-Батиста Люлли, про то, какую оперу слушали при дворе Людовика XIV, про школу французских клавесинистов, про наивную и тонкую звукопись того времени — курицы, хромоножки, тикающие музыкальные механизмы.
То, о чем вы говорите, — очень сложно. Как вы сделаете так, чтобы дети не испугались, чтобы у них случился тот самый «щелчок», о котором вы говорите?
Мне кажется, здесь есть несколько стратегий. Первая — без смущения начинать с самого простого. То есть с истории, которую можно рассказать, с персонажа, с которым эта история приключилась, и с чувства, которое она у нас вызывает. Страшного, загадочного, смешного в музыкальной истории хоть отбавляй: например, Куперен, решающий назвать светлую, с льющейся фактурой, пьесу для клавесина «Мистические преграды», не давая этому никаких объяснений. Или тот же Люлли, в смертельной опасности отказавшийся от медицинской операции на изувеченной ноге, поскольку продолжал верить, что сможет танцевать. От простого, естественного интереса к необычным героям и ситуациям возникает внимание к музыке. Еще один важный путь, думаю, тот же, о котором часто заходит речь, когда родители спрашивают, как увлечь ребенка чтением: читайте сами, с искренним интересом и удовольствием. Когда ты делишься с собеседником не чем-то умозрительно полезным, а тем, что по-настоящему бередит тебя самого, это передается аудитории любого возраста. Ну и конечно, мы будем сравнивать исполнения, слушать музыку в несколько заходов, вооружаясь каждый раз новым углом зрения, и даже поиграем в оркестр. Надеюсь, будет интересно.
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача лагеря «Марабу» — дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу — а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача — поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере «Марабу» взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые — что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся домой еще умнее?