Инна
Хамитова
Что такое «семейный миф»?

Что такое семейный миф? Как он на нас влияет? Есть ли он у всех? Подробно об этом клинический психолог и семейный психотерапевт Инна Хамитова будет говорить на программе «Игры и гедонизм в Бургундии», которая состоится в самом начале следующего года — со 2 по 8 января.

Инна, наверняка многие вообще не слышали про семейный миф. Что это такое?

Человеку, принадлежащему к современной культуре с ее идей self-made man, концепцией управления своей судьбой и т. д., бывает очень трудно представить, насколько нашим настоящим управляет прошлое нашей семьи. На самом деле обстоятельства жизни наших предков, сложности, с которыми они сталкивались, и то, как они их преодолевали, очень влияет на нас сегодня. Каждая семья, как и человек, имеет свою идентичность. Семейный миф реально есть в абсолютно каждой семье. Иногда он очевиден и бросается в глаза, иногда, чтобы его найти, надо покопаться.

И какие мифы бывают?

Таких мифов существует какое-то конечное количество. Например, есть мифы о спасателе, о герое, о грешнике, о том, что надо быть достойным человеком, о выживании, о детоцентризме. Миф складывается, когда семья на протяжении нескольких поколений выживает благодаря определенному специфическому поведению. В дальнейшем жизнь меняется и, вроде бы, такое поведение не требуется, но следующие поколения семьи непроизвольно его воспроизводят.

Например, несколько поколений семья жила в тяжелых условиях и для того, чтобы выжить, нужно было заниматься коллективным трудом, избегать конфликтов и т. д. Позже, когда следующие поколения этой семьи живут уже в более комфортных условиях и выживание напрямую не зависит от того, насколько слаженно люди трудятся совместно, миф продолжает управлять поведением этих людей, заставляя их «дружить ради выживания» с абсолютно не подходящими людьми.

Или люди привыкли бороться с трудностями, ибо жизнь никогда для них не была стабильной и безопасной. И это было адекватно для тех исторических условий. Но живущие в более стабильном мире потомки могут специально создавать себе сложности, а потом успешно их преодолевать. В стабильной ситуации эти люди могут чувствовать себя очень некомфортно. И если копнуть поглубже, задав вопросы определенным образом, то выяснится, что они тайно хотят, чтобы все рухнуло. Им хорошо в состоянии войны и необходимости завоевания этого мира, они знают, как вести себя в таких условиях.

Вы можете привести реальные примеры сильного влияния семейного мифа?

Все это выглядит как мистика. На самом деле никакой мистики тут нет, это происходит исключительно за счет психологической идентификации. Представьте: живет наша прабабушка, а ее отец пьет. Сильно пьющий человек существует в двух режимах, как оборотень. Когда он трезвый — все прекрасно, когда он пьяный — все чудовищно. И вот наша прабабушка каждый вечер прислушивается к шагам на лестнице: папа сейчас пьяный или трезвый? Скорее всего, наша прабабушка вырастет сверхчувствительным человеком, который по шагам в коридоре, по повороту ключа в замке может понять, в каком состоянии папа, и в зависимости от этого либо прятаться, либо выползать. Потом она повзрослеет, и ей будет пора идти замуж. Поверьте, обычные мальчики с букетами роз и стандартными ухаживаниями ей не будут интересны. Она же привыкла к вечному переключению, когда ужас сменяется счастьем постоянно. Не обязательно она выберет человека тоже зависимого, хотя вероятность весьма велика, но почти точно она выберет человека, с которым будет постоянное психологическое напряжение. Это может быть человек с экстремальной работой, а может быть социопат. И опять получится брак с созависимыми отношениями. Дальше у них родятся дети, и так это все дойдет до нас. То, что алкоголизм прадеда может влиять на наше поведение — не мистика.

Прошлое семьи существует в виде семейного мифа, и миф этот совершенно точно влияет на последующие поколения. Он есть в любой семье. Как правило, это выглядит как лояльность семейным правилам, преемственность. Но иногда он имеет патологизирующее влияние, и тогда с этим нужно работать. Иногда миф доходит до нас просто в адаптивном виде, в качестве какой-то семейной традиции. Так или иначе, он есть у всех.

Но люди же могут его не замечать всю жизнь?

Конечно, многие и не рефлексируют о прошлом своей семьи, не ищут в нем причин своих поступков. Поскольку в нашей стране на протяжении очень многих поколений люди сталкивались с войнами, революциями, репрессиями, мы в себе все это несем, хоть часто и не понимаем, в каком именно виде. Совсем уж простой пример: некоторые люди страдают от лишнего веса и не могут оставить что-то на тарелке, даже когда сыты, а у них прабабушка пережила блокаду Ленинграда.

Как будут проходить ваши лекции в Бургундии?

Я бы сказала, что это скорее будут семинары, а не лекции. Мне бы хотелось, чтобы люди были сильно вовлечены в процесс, потому что семейный миф — это на самом деле не абстрактное понятие, а касающееся всех нас явление. На наших семинарах мы поговорим о том, какие мифы существуют и как они складываются. Попытаемся узнать мифы участников программы. Желающие, думаю, даже смогут разобрать свои семейные истории и копнуть глубже. Согласитесь, если семейный миф руководит нами, неплохо бы чуть лучше его понимать.

То, что вы рассказываете, звучит немножко страшно. Как будто что-то нами управляет… А у нас все-таки праздники, приятный зимний отдых. Вы думаете, наши гости будут готовы копаться в прошлом своей семьи, вместо того чтобы выпить или как-то еще развлечься?

Во-первых, никто никого принуждать копаться в семейном прошлом не собирается. Если кто-то не захочет — может не ходить на мои семинары и уж точно может ничего не рассказывать, кроме того, что ему/ей удобно.

Хотя упускать возможность исследовать свой семейный миф было бы опрометчиво. Дело в том, что в мифе заключен еще и источник колоссальных ресурсов, знание которых открывает новые возможности в жизни. Семья не смогла бы выжить без этого. Соприкосновение с ресурсными темами, безусловно, придает жизни новые смыслы.

А вообще сама идея поговорить о семейных мифах пришла создателям «Марабу»/«Шатологии» вот в каком контексте: узнав свой семейный миф, можно использовать его, чтобы сделать себя сильнее, а свою жизнь — лучше. Например, если наш семейный миф требует от нас все время быть в напряжении, то неудивительно, что мы не можем расслабиться и отдохнуть.

Программа «Шатологии» называется «Игры и гедонизм», потому что одна из вещей, которым можно научиться, поняв свой семейный миф — это получать удовольствие от жизни. Этим мы и займемся.​ Но главное, мы это делаем, чтобы сделать свою жизнь лучше и, в том числе, научиться отдыхать!