Денис
Бояринов
«У детей в голове сосуществуют и Моцарт, и Бах, и Skrillex, и Beatles»

Вы уже читали лекции об истории популярной музыки в Детском лектории Политехнического музея. Можно ли считать, что курс для «Марабу» — это такое развитие темы?

Да, все началось с Политехнического музея, с Детского лектория, который мне предложил сделать лекцию о популярной музыке.

То есть нет, началось все с того, что я всегда вспоминал ужасные школьные уроки музыки в моем советском детстве. Самое интересное и веселое, что там можно было послушать, — это «Турецкий марш» Моцарта. А так в основном нам рассказывали про теорию Кабалевского о трех китах, на которых покоится музыка (марш, песня и танец), и мы исполняли патриотические песни советских композиторов. Много лет спустя, поговорив с 12–13-летними детьми, я узнал, что уроки музыки совершенно не изменились с тех пор. То есть дети в школах по-прежнему поют «Бухенвальдский набат». Тут как раз возник Детский лекторий Политеха, и я решил сделать что-то вроде интересных уроков музыки.

Я рассказывал вообще о корнях поп-музыки. Ведь на самом деле считается, что популярная музыка в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, возникла в конце XIX века, когда появилась возможность записывать и тиражировать музыку. Но на самом деле она, конечно же, куда старше, чем кажется. Вот как по-вашему, кого можно считать отцом популярной музыки?

Вероятно, Моцарта.

Неплохая попытка. Вообще, конечно, единственно верного ответа на этот вопрос нет, но по моей теории, которую я излагал детям в Лектории Политехнического музея, изобретателем поп-музыки можно смело называть императора Нерона. Он, как ни странно, очень мечтал утвердиться именно как популярный музыкант: ему мало было безграничной императорской власти, он хотел, чтобы подданные любили его, как прекрасного исполнителя. Он постоянно выступал, путешествовал по разным городам своей необъятной империи и в каждом давал концерт (то есть фактически придумал гастрольные туры). Народ на концерты сгоняли насильно — по доброй воле его никто не хотел слушать, потому что, судя по воспоминаниям современников, голос у него был сиплый и слабый. За аплодисменты отвечали сначала легионеры, которые угрожали зрителям копьями, а потом Нерон придумал институт клакерства, который до сих пор существует: например, в Большом театре процветает эта культура клакеров. Жесткую ротацию тоже, в некотором роде, он изобрел. Сейчас невозможно себе представить какую-нибудь композицию, которая стала бы популярной без того, чтобы ее продюсеры настойчиво не раскручивали, не гоняли постоянно на радио и так далее. А ведь именно Нерон придумал афоризм «Чего никто не слышит, того никто не ценит».







В принципе, как ни странно, праотцами поп-музыки у нас, получается, являются не музыканты, а важные исторические персонажи. Например, Гитлер, который тоже в своих массовых выступлениях использовал придумки Нерона, дополнив их техническими нововведениями немецкой инженерии Третьего рейха. В частности с Гитлера началось звукоусиление речи во время выступлений, выстраивание систем колонок так, чтобы оратора услышала как можно бо́льшая аудитория. То есть все те механизмы, которые сейчас используются на рок-концертах. Так что когда Дэвид Боуи и Джон Леннон эпатировали публику, называя Гитлера первой рок-звездой, они в принципе не так уж были неправы.

И во время вашего курса в «Марабу» вы тоже будете такой исторический экскурс проводить?

Нет. Это, конечно, будет в форме какого-то введения, но вообще темой моего курса станет уже конкретно поп-музыка XX столетия: основные главы ее развития, жанры и ключевые персонажи, такие как Beatles, Чарли Паркер, Дэвид Боуи, только что ушедший от нас, к сожалению, Принс.

А дети их знают вообще? Помните, некоторое время назад была смешная история, когда Канье Уэст записал песню с Полом Маккартни и подростки в «Твиттере» массово писали: «А кто это такой?» — и думали, что Канье помогает раскручивать какого-то молодого исполнителя.

Кто-то знает, кто-то нет. На самом деле ситуация, конечно, очень странная. Оказывается, благодаря интернету у нынешнего поколения вообще нет представления о том, что такое музыка ретро. Я во время лекций просил детей составлять списки любимых песен, и оказалось, что у них в голове спокойно сосуществуют и Моцарт, и Бах, и Skrillex, и Beatles — и чего только не. И для них это все — актуальная музыка. Когда я был ребенком, было четкое (по большей части хронологическое) деление: классика — это что-то стародавнее, древнее и занудное, рок — это круто, это более-менее современно, электронная музыка — это что-то, а музыка 50-х (условно то, что слушали наши родители, всякий джаз) — это интересно, но это ретро, об этом не поговоришь со сверстниками. А нынешние дети живут в такой среде, когда вся музыка одинаково доступна, тут и старые песни, и новые, и ремейки, и все это такой кашей в голове существует. Это, с одной стороны, здорово, а с другой — все-таки важно усвоить, что в какой исторический момент появилось, в какой последовательности возникало, кто на кого влиял и так далее. И тогда уже будет ясна историческая иерархия, дети будут знать, что когда Канье Уэст поет с Полом Маккартни, звезда тут Пол, а не Канье — потому что без Beatles Канье бы вовсе не было.