Денис
Бояринов
«О чем бы мы ни говорили в «Марабу» — это всегда история о познании мира и мироустройства»

Денис, как прошел летний лагерь в Венгрии? Много ли детей записалось на ваш курс о современной музыке?

Записавшихся на лекции было много в обе смены, очень интересные дети с оригинальными и неожиданными вкусами. Про каждого из них можно было бы написать поэму. А самое сильное впечатление от летнего «Марабу-2017» — это шоу талантов «Голос „Марабу“», которое мы провели в одну из смен. Идея возникла спонтанно, но отклик у детей был потрясающий.

Оказалось, что чуть ли не полсмены поет и играет, и замечательно. У нас состоялось часовое шоу с выступлениями детей, где были представлены почти все жанры — от оперной арии до рок-угара. Главными звездами стала группа «Крейзи Тюлень», которая исполнила кавер на Blur на акустической гитаре и барабанной установке, собранной из пластиковых ведерок.

Вы планировали посвятить летний курс революциям в музыке; удалось реализовать эту идею в той мере, как вы задумывали?

Это в полной мере удалось с первой сменой, в которой дети были постарше. Они знают много больше, чем нам кажется. Для младшей группы я адаптировал курс, и мы говорили о том, как вообще устроена музыка XX века: какие стили существуют, что откуда пошло, как отличить рок от джаза, кто такие Элвис Пресли и Элла Фицджеральд.

Надеюсь, что разговор получился. Все дети слышали группу The Beatles, но не все знают, откуда; после наших занятий дети запомнили, когда они появились и в чем их значение. И еще мне кажется важным, что на своих занятиях говорил не я один — у нас был специальный блок, где дети рассказывали о тех музыкантах или артистах, которые им нравятся. Мы вместе обсуждали их героев и любимцев, слушали их песни, говорили о том, что их привлекает в этой музыке, — мне кажется, это очень важная часть коммуникативных навыков и эмоционального опыта.

Расскажите, пожалуйста, что будет в осеннем лагере?

«Простое и сложное» — общая концепция, в которую встраиваются все курсы в новом «Марабу». Свой курс на этот раз я хочу посвятить истории развития электронной музыки. В отличие от живописи, архитектуры и классической музыки, электроника развивалась, как кажется, в обратном направлении — от сложного и умного авангардного эксперимента к лаконизму и минимализму техно, хауса и дабстепа, к «тыц-тыц-тыц». От сложного к простому — но это если анализировать исключительно форму, а не содержание. Вот про это и поговорим.

Будет три занятия. Мы начнем с современного состояния электронной музыки (скажем, Skrillex и Daft Punk) и дойдем до людей, с которых она началась — не только до Kraftwerk и Tangerine Dream, но и чуть дальше — может быть, до Владимира Усачевского или Эдгара Вареза, и в этом будет отсылка к курсу Ляли Кандауровой про классическую музыку.

Обязательно затронем историю российской электронной музыки — нам ведь в этой части музыкального знания принадлежит немало открытий и патентов, только про это мало кто знает. Последнее занятие будет игровое — устроим поп-квиз, чтобы протестировать знания.

Для чего детям математика, вроде бы понятно. А что полезного в том, что человек разбирается в электронной музыке?

Как и всякий раз, я надеюсь дать детям систему для анализа той музыки, что им нравится. На облако симпатий, которое болтается у них в плеере во «ВКонтакте», я накладываю решетку стилей, взаимосвязей, временных событий, фактов и т. д. Делается это для того, чтобы они могли понимать, что и почему им нравится, развить свой вкус и открыть для себя какую-нибудь другую музыку или кино.

Но самое важное — если ты умеешь видеть взаимосвязи, неважно, внутри одного предмета или между разными; понимать, как устроена музыка; как развивалась архитектура; почему простые картины оказываются на самом деле сложными, — то вокруг тебя выстраивается картина мира, в котором ты сам умеешь отличать подлинное от ненастоящего, умное от глупого, правду от вранья. Это очень важный навык; о чем бы мы ни говорили в «Марабу» — это всегда история о познании мира и мироустройства.