Сергей
Кузнецов
О программе «Весна в Бургундии» (2018)

Основатель «Марабу» Сергей Кузнецов и программный директор Аня Кадиева рассказали о том, чего они ждут от весенних смен и чего ждать вам.

Чего вы ждете от весенней смены «Марабу»? Чем она особенная, или что нового вы решили попробовать в этот раз?

Нам хотелось уйти от стандартного решения весенней смены, когда мы жестко привязывали тему смены к месту, где она проходит. Если долина Луары — то религиозные войны XVI века, если Прованс — то Средние века или импрессионисты.

Исходя из этой логики, в Бургундии надо было бы рассказывать про герцогство Бургундское и, опять же, Средние века, но мы выбрали другой путь: мы совместно с нашими преподавателями придумали такую тему, чтобы ее можно было иллюстрировать тем, что находится неподалеку от замка, где мы будем жить, — и вместе с тем чтобы эта тема не была иллюстративно-туристической, как это часто бывает. Поэтому она называется не «Первопроходцы и изобретатели в Бургундии» (хотя мы много будем говорить именно про местных уроженцев), а просто «Первопроходцы и изобретатели».

Это звучит очень романтично, но что все-таки будет весной? Будет ли это иметь отношение к математике и/или инженерным наукам, или все-таки это скорее гуманитарные направления?

Математики не будет, инженерные и естественные науки будут. С количественной точки зрения гуманитарных и естественно-научных занятий будет примерно поровну, но надо учитывать, что в этот раз мы делаем не очень гуманитарные экскурсии (не про историю и искусство, а про то, «как это работает»).

При этом мы стараемся разнообразить все теоретические рассказы практическими опытами — например, в рамках разговора об оптике устроим конкурс на лучший дагеротип. В общем, мы бы сказали, что это инженерно-творческая смена!

В чем, если говорить более предметно, основная концепция этой смены? Вы будете просто рассказывать про разных великих людей, или запланированы какие-то мастерские, опыты и т. д.?

Мы будем рассказывать о разных великих людях и по мере возможности пытаться повторить их эксперименты. Ведь лучший способ понять, как что-то устроено — сделать это самому!

Айрат Багаутдинов будет много рассказывать про разные инженерно-технические изобретения. Разумеется, поговорит про бургундца Гюстава Эйфеля — наверное, самого известного французского архитектора; про Леонардо да Винчи, долго жившего во Франции и придумавшего множество удивительных конструкций. На этом занятии дети построят модель известного переносного моста Леонардо («Как из множества прямых палок сделать арку?») в «полный рост», по которому каждый сможет пройтись и оценить его эффективность в реальной жизни.

Еще Айрат прочитает лекцию про историю мостов (которыми, опять же, занимался Леонардо и которые мы будем смотреть на экскурсиях), а также о том, как иногда совершенно случайно появлялись изобретения, без которых мы не можем представить свою жизнь сегодня (например, железобетон, изобретатель которого занимался керамикой и так переживал, что его горшки все время бьются, что однажды просто швырнул кусок проволоки в раствор и наутро нашел удивительный результат).

Я — Аня Кадиева — прочитаю лекцию про экспериментальное кино и про то, как оно взаимодействует со зрителем и с актером. Это очень интересно, потому что если обычно новые техники, приемы и т. д. в кино придумывают ради того, чтобы поразить зрителя, в экспериментальном кино часто исследуют границы тех, кто это кино делает: оператора, актеров, режиссера и т. д.

В Бургундии, например, родился Жерар Куран, автор «Синематона» — самого длинного фильма на свете. Он состоит из нескольких тысяч трехминутных немых эпизодов, в каждом из которых снят какой-нибудь известный деятель культуры, и это удивительное зрелище. Например, Инна Чурикова три минуты рассказывает какую-то смешную историю (но без звука!), и сначала это не вызывает никаких эмоций — ну, говорит и говорит, но если продержаться секунд 20, то оторваться становится невозможно, и к концу ролика хочется орать в голос: «Ну что же она там говорит?!» И это пример эксперимента и над зрителем, и над актером, и над оператором. Вот такое разное кино мы посмотрим, обсудим и попробуем сами побыть в шкуре тех, кто его создает (благо у всех есть телефон с камерой).

Вообще же, пробовать самим и разбирать на запчасти вещи, чтобы понять, как они работают — это одно из самых увлекательных занятий на свете. Именно этим марабуйцы и будут заниматься вместе с Анной Козловой — разбирать на части некоторые из самых впечатляющих изобретений французских ученых и даже пытаться повторить некоторые из них. Мы начнем с фотографии и поговорим об истории бургундца Ньепса и его коллеги Дагера; разберемся, как же все-таки пустой лист бумаги превращается в фотоизображение, собственными руками напечатаем несколько негативов; а под конец устроим конкурс полароидных снимков.

На следующем занятии Анна расскажет про Эммануэль Шарпентье — француженку, которой мы обязаны превращением исследований никому не интересной системы бактериального иммунитета CRISPR/Cas9 в самую прорывную технологию генной инженерии нашего времени.

Наконец, на последнем занятии мы поговорим о том, почему в науке так важно оказаться первым и отчего быть первым так страшно; почему мы считаем, что прогресс — это хорошо, и в то же самое время любые перемены встречают такое сопротивление; каким образом инновации инсталлируются в общество и как вообще происходит научная революция.

Таким образом, курсы Анны и Айрата будут посвящены изобретателям и удивительным открытиям, а Александр Гаврилов будет рассказывать про то, как о них говорили другие — его курс будет посвящен научной фантастике. Они с детьми поговорят о том, как писатели изображают то, чего никто никогда не видел, зачем герои вечно отправляются в какие-то неведомые места и почему о тех персонажах, которые остаются сидеть дома, мы знаем настолько меньше. Тут уж, разумеется, можно будет не только поговорить о своих любимых фантастических книжках (и фильмах, но словами!), но и, конечно, попробовать себя в роли их авторов.

В весеннем «Марабу» всегда много экскурсий, какие будут в этот раз? Сколько? Будут ли они связаны с программой и темами занятий? Или экскурсии — это совершенно самостоятельный процесс?

В этот раз будет три экскурсии, связанные с общей темой смены. Первая пройдет после обеда в день открытия, и мы поедем совсем недалеко — сначала посмотрим Pont du canal, мост, по которому протекает боковой канал Луары. Это редкое инженерное решение (таких мостов всего несколько штук во всем мире), которое к тому же удивительно выглядит: ты стоишь на мосту, под которым течет река, а по самому мосту течет фактически эта же река, только перпендикулярно той, которая внизу.

Потом съездим в Апремон-сюр-Алье (Apremont-sur-Allier) — одну из самых красивых деревень Франции, и поговорим про ее действительно очень красивую архитектуру с конструкторско-сопроматической точки зрения.

Вторая экскурсия будет в Ля Машин (La Machine), где прекрасно сохранились старые угольные шахты, некогда очень важные для этого региона. Там есть довольно интересный музей, который мы посмотрим, а потом наденем каски и по-настоящему спустимся в сами шахты.

Наконец, последняя экскурсия будет в место, куда люди едут со всего мира, а нам повезет быть всего в полутора часах езды от него — Геделон. Геделон — это большой волонтерский проект, который заключается в том, что отчаянные медиевисты строят настоящий средневековый замок по средневековым технологиям. Никаких подъемных кранов и экскаваторов, кофемашин и стеклопакета — все условия их жизни и работы максимально приближены к аутентичным. Туда можно приехать просто на экскурсию, и мы, конечно, не смогли удержаться от соблазна это сделать, особенно учитывая, что наша смена в этот раз во многом посвящена строительству и технологиям.

Многие приезжающие к нам дети уже видели и замки, и готические соборы, и много всего другого — вот поэтому мы и придумали такую экскурсионную программу, чтобы она, с одной стороны, была уникальной и не похожей ни на что, что они видели, а с другой, была важной частью того, о чем будут говорить с детьми наши преподаватели. Надеемся, что это у нас получится, и сами с большим интересом ждем весны.