Сергей
Кузнецов
[«Фронтир. Онлайн». Весна-2020]: американский фронтир, жанр вестерна в кино и книгах

На прошлой неделе мы анонсировали свой весенний онлайн «Марабу» и довольно много о нем уже рассказали, но мне хочется рассказать о том, что буду там делать лично я (я не всегда работаю лектором в «Марабу», но вот сейчас мне захотелось).

Мне бы хотелось поговорить о двух вещах: об американской истории и о кино и литературе. Через это я хочу рассказать, почему фронтир так важен для всех нас — не только для американской культуры. Все вместе мы попытаемся понять, что такое фронтир и что такое — быть человеком фронтира. Естественно, этот феномен не только американский, Петр Мазаев, например, будет рассказывать про Россию. Но, человек фронтира — это всегда человек, которой готов двигаться в сторону неизвестного. Он может делать это по разным причинам. Он может двигаться за свободой, в том числе, за свободой своих взглядов. Были первые поселенцы, которые приехали из Англии на восточный берег США, в места, которые называются Новая Англия. Это были люди, которые искали свободы совести, религиозной свободы. Чаще всего человек фронтира отправляется в путь, потому что там, где он находится, ему элементарно нечего есть. Так, уезжали в Америку ирландцы во время большого голода в Ирландии. И, наконец, люди могут двигаться просто из любви к приключениям, но это не такой частый случай, как принято думать.

Как мы знаем, миф о фронтире создала история поселенцев, которые двигались через всю Америку с востока на запад. Так вот, я подозреваю, у этих людей были все три мотивации: свобода, голод и, скажем так, азарт. Это была интересная, красивая история — и не случайно возникший на ее основе жанр вестерна оказался так популярен во всем мире.

И тут включается вторая тема, о которой мне бы хотелось говорить — это кино, посвященное фронтиру. Первые мои лекции как раз будут рассказывать о том, что называли «покорение Америки», а сейчас мы бы назвали менее почетным словом «колонизация». Мы будем говорить о людях, переплывших через океан или путешествующих сквозь континент и про кино, которое они вдохновили — не только, кстати, о вестернах.

С этого мне бы хотелось начать, а потом — на следующих занятиях — мы поговорим, что же было дальше. Вот эти самые люди вначале доплыли до Америки, потом дошли до крайней западной точки и тут-то фронтир и закончился.

А люди, предназначенные для фронтира, никуда не делись. В каждом поколении появляются те, кто готовы двигаться в сторону неизвестного, те, кто хотят свободы и риска (и больше денег, конечно, тоже). Этим людям не сидится там, где они родились, так что возникает вопрос: если все уже открыто, куда эти люди могут себя направить? Что с ними делать, что им предложить? Вот об этом мы и будем говорить во второй части нашего курса.

С одной стороны здесь возникает тема освоения космоса, которая важна в литературе и кино. И мы будем говорить, каким образом вестерн, придуманный как рассказ о людях где-то там на дальнем западе, трансформировался в космический вестерн, который часто визуально совсем на вестерн не похож.

Кстати, и о литературе тоже поговорим! Те же «Марсианские хроники» Рэя Бредбери — это, конечно, размышление о Марсе, как о фронтире, рефлексия на историю покорения Америки, включая довольно стыдную историю отношений белых и индейцев. И естественно мы поговорим о фильме «Аватар», который представляет из себя такой ревизионистский космический вестерн: историю ковбоя, который перешел на сторону индейцев.

И, наконец, есть еще одна тема, о которой мне бы хотелось рассказать. Дело в том, что я биографически имею некое отношение к одному из ярких примеров «современного фронтира» — к развитию Интернета в девяностые годы. Теперь это уже тоже история, так что ее надо рассказывать детям и, в том числе, рассказывать о том, что когда Интернет появился, он был воспринят многими как еще один фронтир. Не случайно одна из организаций, которая занималась и занимается всякой правозащитной digital-деятельностью называется Electronic Frontier Foundation (Фонд Электронного Фронтира).

Я надеюсь, что такое построение курса, где объединены история, кино и литература, позволит мне избежать скучной работы «говорящей головы». Это вообще плохо работает с детьми, а уж онлайн не работает вообще. Мне хочется, чтобы мы все вместе обсуждали эти вопросы, в том числе попытались понять, какой фронтир ждет моих слушателей в их жизни, кроме того же космоса, который обещают в этом качестве уже сто без малого лет.

Ну, и, вместе с тем, такое построение курса позволяет время от времени показывать какие-нибудь кусочки из кино. Потому что смотреть на Клинта Иствуда гораздо интересней, чем на меня. И на Джона Уэйна, кстати, тоже интересней смотреть — а, я думаю, большинство детей его никогда не видели.

Завершая этот пост, хочу сказать, что сам наш онлайн «Марабу» — тоже пример фронтира. Мы вступаем на неизвестную нам и детям территорию, потому что, хотя мы делали много разных онлайн программ, в том числе образовательных, но такой онлайн лагерь мы делаем впервые. Я бы даже сказал — такого никто еще не делал: я посмотрел все онлайн лагеря, которые сейчас анонсированы, среди них есть прекрасные, но они, конечно, устроены иначе.

Так что я призываю всех отправиться вместе с нами в это путешествие на край неведомого. Уверен, что будет интересно!